Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель является экспертиза ДТП, которую в тех или иных случаях граждане называют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Интересно то, что ни одно из вышеуказанных названий не является научно-обоснованным и правильным названием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела это название более 7 лет назад, подавляющее большинство практикующих адвокатов, следователей, судей, юристов назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс экспертиз, не определяя конкретного вида экспертного исследования.

В результате такого абстрактного и общего определения данного исследования, в практике довольно таки часто рождаются ситуации, когда в офис какой-либо организации, где имеются тоже «автоэксперты» (оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), поступают материалы дела, где необходимы специальные знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги).

В таких случаях возникает некрасивая ситуация, когда дело возвращается в следственные или судебные инстанции без исполнения, в результате чего сроки затягиваются по причине элементарной грамотности указанных выше участников процесса.

Цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: обочин, состояние дорожного покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дороги в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других участников на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения автомобиля и прочих объектов по полотну автомобильной дороги;

Выявление факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: неправильное расположение дорожных знаков, отсутствие должных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного покрытия и иные негативные особенности дорожной обстановки.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу необходимо знать, что для исследования необходимо полнейшее изучение всего имеющегося комплекса информации о ДТП.